preload hover image 1 preload hover image 2 preload hover image 3 preload hover image 4 preload hover image 5

Изобразительное искусство

Задача художника-реставратора продлить жизнь картине или иконе, чтобы у последующих поколений появилась возможность видеть и наслаждаться их красотой.

      Искусство – особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком. Искусство возникает на самых ранних стадиях развития общества и постепенно становится главным способом, направленным на постижение мира, колоссальным средством духовного формирования человека.

      Классификация искусств.
Искусство можно классифицировать по разным основаниям, следуя различным принципам систематизации. Рассматривая материальное существование художественной формы, различают искусство пространственные (живопись, графика, скульптура, декоративное искусство, архитектура), временные (музыка, словесное искусство) и синтетические, пространственно-временные (театр, кино, танец).

      С точки зрения теории знаков, в которых воплощается и с помощью которых сообщается художественный образ зрителям и слушателям, искусства бывают изобразительные (живопись, графика, скульптура и др.), выразительные (музыка, танец, архитектура и др.) и словесные (литература), а также смешанные, синтетические (театр, кино и др.).

      Остановимся более подробно на таком важном виде искусства, как изобразительное.

      Термин «изобразительное искусство», соответствующий немецкому bildende Kunst, вытеснил употреблявшийся ранее менее определенный «пластические искусства» (фр. arts plastiques), в русском языке соотносимый также с архитектурой и танцем.

      Изобразительное искусство с момента его становления в верхнем палеолите около 30 тысячелетий назад неоднократно претерпевает глубокие структурные изменения. Начало дописьменного периода – самого продолжительного цикла в истории изобразительного искусства – отмечено появлением знаковых, схематических и миметических (натуралистических) живописных и скульптурных образов – дописьменных форм искусства.

      Морфологические и функциональные изменения, связанные с переходом от палеолитических к мезолитическим и, позднее, к неолитическим культурным комплексам, завершаются в эпинеолите. Именно в этот период происходит становление письменности, изобретение металла и возникновение первых устойчивых государственных образований.

      Структурные изменения классического периода изобразительного искусства связаны с новой ситуацией: письменность берет на себя функции изображения, становясь наиболее емким носителем информации. В то же время персонификация власти (Древний Египет) стимулирует развитие портрета; меняющаяся картина мира на раннем этапе также нуждается в натуралистических формах.

      Классическая история искусства, начинающаяся с цивилизации Древнего мира, завершается в конце 19 – начале 20 века распадом классической изобразительной системы, появлением авангардистских течений, таких, как фовизм, кубизм, экспрессионизм и др. Этому структурному сдвигу предшествует изобретение новых технических способов получения фиксированного изображения. (Следует обратить внимание на то, что открытие фотографии принадлежит художнику и совершается в середине 19 века, когда в европейском искусстве господствуют натуралистические тенденции). Со второй половины 19 века функцию прямого воспроизведения реальности берет на себя техника.

      Распад классической изобразительной системы порождает различные маргинальные, спекулятивные игровые, эвристические формы художественной деятельности, составляющие отличие постклассического периода.

      В эпоху постмодерна классические формы изобразительного искусства не исчезают; в той или иной мере они вытесняются на периферию художественного пространства, границы которого становятся все более размытыми.

      В современном развитии видов искусства четко обозначились две тенденции:

  • сохранения суверенности каждого отдельного вида искусства;
  • тяготения к синтезу искусств.

      Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусства другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но, в то же время, еще раз подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе художественной культуры.

      Взаимоотношение различных видов искусства - явление весьма полезное, прежде всего для самого развития искусства. Не оно имеет свои пределы, его грани исторически подвижны и изменчивы. Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую художественную картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

      В заключение краткого обзора изобразительного искусства следует подчеркнуть, что в настоящее время перед мировой культурой стоит важная проблема сохранения художественного наследия различных цивилизаций. И именно реставраторы могут и должны внести свой вклад в этот сложный и трудоемкий процесс, чтобы у последующих поколений появилась возможность видеть и наслаждаться шедеврами различных видов искусства разных стран и народов.

Любовь Образцова

 
  Яндекс.Метрика